ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Разрабатываемое в психологии и психолингвистике на основе
теории деятельности направление в обучении языкам. Рассматривает
речь как активную, целенаправленную и мотивированную
деятельность, ее функции,
мотивы, связь с мышлением, процессы
порождения речевого высказывания, механизмы речи,
виды речи, соотношение языка и речи, а также процессы овладения речью на родном и неродном языках. Базируется на психологических исследованиях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, а в лингвистическом плане – на трудах Л. В. Щербы. С позиций Т. р. д. в методике преподавания неродного языка рассматриваются следующие вопросы:
изучение языка как средства общения,
коммуникативно-деятельностный подход к обучению, развитие
мотивации в обучении языку, развитие мышления учащихся средствами языка и речи, исследование особенностей речи учащихся на разных
этапах обучения, разработка и обоснование разных методов обучения, в том числе интенсивных. Значительный вклад в развитие Т. р. д. применительно к обучению русскому языку как иностранному и неродному в целом внесли А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя. Т. р. д. оказывает активное влияние на психологическое обоснование современной методики обучения языку.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.
Полезное
Смотреть что такое "ТЕОРИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в других словарях:
теория речевой деятельности — Отрасль науки, изучающая речь как деятельность, ее функции, ее мотивы, ее связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи, отправление и прием речевых сигналов, соотношение речи и языка и пр. На основе Т.р.д … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ — ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии – и иностранным. Позднее переименованная ее… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТЕОРИЯ СТАДИАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ — ТЕОРИЯ СТАДИАЛЬНОСТИ (от греч. stadion – стадий, мера длины) РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ. Теория, объясняющая особенности формирования и развития речевых навыков и умений в процессе овладения языком. Попытки определить стадии формирования… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речевой акт — У этого термина существуют и другие значения, см. Акт. Речевой акт отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое… … Википедия
Речевой акт — Речевой акт целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения, рассматриваемая в рамках прагматической (см.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Теория речевых актов — возникла в русле лингвистической философии, восходит к известной работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (Оксфорд, 1962), в которой автор приходит к мнению, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях (т. е.… … Педагогическое речеведение
Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева — В 1950 1960 е гг. время оформления психолингвистики как науки ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась … Психология общения. Энциклопедический словарь
психолингвистическая теория перевода — во многом благодаря трудам ученых Военного университета в отечественном переводо ведении активно формируется особое направление в рамках коммуникативного подхода психолингвистическая теория перевода, избравшая своим предметом исследование… … Толковый переводоведческий словарь
Интегративная теория речи — (от англ. integrate объединять, интегрировать из отдельных частей в единое целое) теория, рассматривающая речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной. И. т. р.… … Психология общения. Энциклопедический словарь